- . " " " ", , , , .

: , , , , , ..

Общая техника игры на варгане



"Hе надо мне искать никакого духа Полярной Звезды.
Я и есть дух Полярной Звезды, и сам себе главный шаман.
И вообще все духи, люди и вещи, которые только могут быть,
— это и есть я сам. Поэтому играть надо не на инструментах,
а на себе, только на себе. Какие законы или ноты могут тогда
что-то значить? Hет никаких созвучий, это Жень Ци врет…
Каждый сам себе музыка… "

Виктор Пелевин "Нижняя тундра"

Говорят, что обучить человека игре на варгане можно за 3-5 минут. А дальше, если ему понравится экспериментировать, он будет учиться сам, и, при желании, достигнет совершенства. Но после пяти минут игры нужно знать, что еще попробовать поиграть. Вот здесь и даны основные приемы для игры на любом варгане - и пластинчатом, и дуговом. Общие приемы игры на варгане вы можете применить и к дан мои.

Играть на варгане просто. Приложите инструмент ко рту и свободно дерните за язычок. Только на практике, постоянно пробуя и экспериментируя, можно обнаружить множество эффектов и возможностей игры. Самое главное для  начала - уяснить, как нужно держать инструмент и как нужно дергать язычок. Для начального уровня это и не нужно, но после того, как вы попробуете свободно подергать (going going), нужно будет более тщательно освоить техники, чтобы знать и владеть инструментом. Для этого мы попытаемся описать ряд различных игровых возможностей. Какие звуки можно извлекать и в какие ритмичные фигуры их можно оформить.

Варган задает одновременно и ритм, и мелодию. Кроме того, можно менять высоту тона – каждый варган охватывает только определенные тона звука (высокие, низкие, средние).

Дуговые и пластинчатые варганы (выписка из книги Robert Vandré )

Оба варгана держат слева, а дергают справа. Дуговой варган – в конце язычка (за крючок), пластинчатый варган – в конце пластины. Таким образом начинает вибрировать металлический язычок, что производит основной тон варгана, который всегда резонирует. Полость рта – помещение резонанса – усиливает обертоны этого тона, из-за чего и возникают различные высоты тона и тембры.


Дуговые варганы держат при игре между зубов, пластинчатые – губами. В дуговых варганах подвижный металлический язычок укреплен на неподвижной дуге - деке, концы которой держат язычок с обеих сторон. При игре дека держит основание язычка и язычок колеблется.

Пластинчатые варганы разнообразны. Они изготавливаются из металла. Язычок вырезается внутри пластины, как бы окружается рамкой. Музыкант держит рамку со стороны кончика язычка и дергает не сам язычок, а рамку.
 

Итак, губы мягко прилегают к варгану и открывают полость рта как помещение резонанса. Вибрирующий язычок связан с дугой или пластинкой (зеленая область). Пластинка вибрирует тоже, по направлению встречного движения к язычку (красная область). Дуговой варган держится не только губами, но и зубами, чтобы варган принимал более устойчивое положение, иначе дека будет вибрировать там, где варган держится губами, а они не должны смягчать и заглушать вибрацию деки и колебания металлического языка.


Если не придерживать зубами, дуговой варган звучит очень коротко и не резонирует. А пластинчатый варган имеет противовес без участия зубов: сам музыкант держит пластинку за тот конец, на котором так же сильна вибрация пластины, и рука действует как противовес к металлическому язычку. А губы не соединяются с пластинкой там, где происходит контрвибрация, поэтому также не смягчают звук.

Далее по разделам дается краткое описание основных техник игры на варгане, которые нужно будет развивать так, как вам нравится. Иллюстрации даны для дуговых варганов, но эти техники игры применимы ко всем варганам.