- . " " " ", , , , .

: , , , , , ..

Некоторые звуковые эффекты



Другие техники игры, влияющие на звук, нельзя однозначно определить - в технику изменения высоты или артикуляционную технику. Количество возможных звуковых эффектов настолько большое, что свободный эксперимент всегда приводит ко все новым и новым эффектам. Особенно с помощью языка можно всегда извлекать новые и новые звуки, руководствуясь некоторыми предложениями.

Голосовым аппаратом можно получить звуковой эффект, используемый также при артикуляции: При закрытой голосовой щели (см.рисунок на стр. Позиция) помещение резонанса изменяется таким образом, что дополнительно к "нормальным" звукам более глубокие тона варгана усиливаются, чем при открытой голосовой щели. Можно извлекать эти тона раздельно, либо играть двухголосье (тогда голосовая щель должна быть закрытой). Голосовая щель - это "вентиль", который прерывает воздушное течение голосом при разговоре. Если она раскрыта, то гласный звук звенит. При кашле это голосовая щель резко освобождает выбрасываемый брюшными мышцами воздух. В примере 5 (162 Кб) слышно лишь один голос мелодии, а затем голосовая щель закрывается, и присоединяется более глубокий второй голос. Дополнительно всегда слышно основной тон.

Полость носа и полость рта - это важные части резонирующего пространства. Если эти пространства изменяются, изменяется и звучание варгана. Полость носа может запираться с нёбной занавеской к трахее (см.рисунок на стр. Позиция). Это движение, которое делают, если что-то звонко говорят раздосадованно - нос закладывает. Полость рта запирается к трахее если говорят "нг": при игре на варгане попробуйте "глухо" сказать "ungungungung"  - это производит интересный эффект, который слышно в первой части примера 6 (85 Кб).

Вторая часть примера 6 демонстрирует эффект движения языка: поместите среднюю часть языка на уровне коренных верхних зубов, а кончиком языка поочередно касайтесь нёба и отпускайте его, как будто говорите "нанана".

Еще два внешних эффекта. Во-первых, пальцем: кончик варгана зажмите между большим и указательным или средним пальцами, держите ими язычок варгана с обеих сторон. Вследствие этого основной тон смягчится, как бы приглушится, но в то же время станет выше, как в примере 7 (90 Кб).

Для того, кто хочет поберечь свои зубы, второй "внешний" эффект. Держите варган сомкнутыми губами (так называемый "эффект поцелуя"). Получаемый звук будет приглушенным (и более легким), и металлический язычок будет меньше вибрировать. При закрытом рте дергаемый металлический язык бьется о губы. Открывая губ при "хлопании" язычка получается эффект, демонстрируемый в примере 8 (87 Кб).

Самые тонкие техники игры на варгане тесно связаны с горловым пением. При этих способах музыкант вибрирует собственными легкими, управляя дыхательными путями и диафрагмой. Шаманские техники основываются на том, что кости черепа служат естественным резонатором, и звук свободно распространяется по всему телу по разным траекториям. Интересно сочетание  игры на варгане и пения мантры,  которые модулируют жесткими вибрациями варгана.

Несколько примеров звуковых эффектов на дан мои с сайта youtube.com:
  1. Guimbarde Dan Moi + Rythmique - отработка ритма и различных ритмических приемов на дан мои.


  2. Rami & Jaw Harp - эффект эха.


  3. Innovative approach: arpeggio on jew's harp set- сет Владисвара Надишаны из пяти варганов дан мои.