Некоторые звуковые эффекты
Другие техники игры, влияющие на звук, нельзя однозначно определить - в технику изменения высоты или артикуляционную технику. Количество возможных звуковых эффектов настолько большое, что свободный эксперимент всегда приводит ко все новым и новым эффектам. Особенно с помощью языка можно всегда извлекать новые и новые звуки, руководствуясь некоторыми предложениями.
Голосовым аппаратом можно получить звуковой эффект, используемый также при артикуляции: При закрытой голосовой щели (см.рисунок на стр. Позиция) помещение резонанса изменяется таким образом, что дополнительно к "нормальным" звукам более глубокие тона варгана усиливаются, чем при открытой голосовой щели. Можно извлекать эти тона раздельно, либо играть двухголосье (тогда голосовая щель должна быть закрытой). Голосовая щель - это "вентиль", который прерывает воздушное течение голосом при разговоре. Если она раскрыта, то гласный звук звенит. При кашле это голосовая щель резко освобождает выбрасываемый брюшными мышцами воздух. В примере 5 (162 Кб) слышно лишь один голос мелодии, а затем голосовая щель закрывается, и присоединяется более глубокий второй голос. Дополнительно всегда слышно основной тон.
Полость носа и полость рта - это важные части резонирующего пространства. Если эти пространства изменяются, изменяется и звучание варгана. Полость носа может запираться с нёбной занавеской к трахее (см.рисунок на стр. Позиция). Это движение, которое делают, если что-то звонко говорят раздосадованно - нос закладывает. Полость рта запирается к трахее если говорят "нг": при игре на варгане попробуйте "глухо" сказать "ungungungung" - это производит интересный эффект, который слышно в первой части примера 6 (85 Кб).
Вторая часть примера 6 демонстрирует эффект движения языка: поместите среднюю часть языка на уровне коренных верхних зубов, а кончиком языка поочередно касайтесь нёба и отпускайте его, как будто говорите "нанана".
Еще два внешних эффекта. Во-первых, пальцем: кончик варгана зажмите между большим и указательным или средним пальцами, держите ими язычок варгана с обеих сторон. Вследствие этого основной тон смягчится, как бы приглушится, но в то же время станет выше, как в примере 7 (90 Кб).
Для того, кто хочет поберечь свои зубы, второй "внешний" эффект. Держите варган сомкнутыми губами (так называемый "эффект поцелуя"). Получаемый звук будет приглушенным (и более легким), и металлический язычок будет меньше вибрировать. При закрытом рте дергаемый металлический язык бьется о губы. Открывая губ при "хлопании" язычка получается эффект, демонстрируемый в примере 8 (87 Кб).
Самые тонкие техники игры на варгане тесно связаны с горловым пением. При этих способах музыкант вибрирует собственными легкими, управляя дыхательными путями и диафрагмой. Шаманские техники основываются на том, что кости черепа служат естественным резонатором, и звук свободно распространяется по всему телу по разным траекториям. Интересно сочетание игры на варгане и пения мантры, которые модулируют жесткими вибрациями варгана.
Несколько примеров звуковых эффектов на дан мои с сайта youtube.com: